В соответствии с Уставом СППП 22 января 2024 года состоится Годовое Общее собрание.
Интервью
Интервью с Василием Бочкаревым
1. Прошедший 2013 год был непростым для российского оконного рынка. Многие планы оказались не реализованными. У ряда компаний произошло снижение объемов производства. Каким прошедший год был для компании «ЭксПроф»? Как Вы оцениваете его общие итоги для Вашей компаниии для оконной отрасли в целом?
Да, действительно, год был непростым. Особенно динамика его первой половины вызывала серьезные опасения – падение к аналогичному периоду 2012 года выглядело устрашающим – более 20%. Однако во второй половине рынку удалось в значительной степени наверстать объемы, хотя выйти в плюс не получилось. По отзывам оконных компаний общий спад рынка по году мог составить до 10%. Одной из очевидных причин мы считаем насыщение рынка. Разумеется, сказываются и макроэкономические факторы. Замедление темпов роста ВВП , снижение активности строительного рынка, усиление инфляции не могли не отразиться негативно на доходах россиян и объеме заказов на светопрозрачные конструкции, как корпоративных, так и частных. Тем не менее компания ЭксПроф сумела реализовать все свои планы и сохранить прочные позиции на рынке. В прошедшем году мы открыли собственные склады продаж в трех городах, расширили сбытовую сеть на несколько дилерских складов, в том числе в ряде новых регионов, дополнили линейку выпускаемых профилей новой 6-камерной энергосберегающей оконной системой, приобрели новых клиентов. Словом, работали в штатном режиме и серьезных проблем не ощутили.
2. Компания «ЭксПроф» в настоящее время является одним из лидеров российского рынка системных оконных ПВХ-профилей. Удалось ли Вашей компании в 2013 году сохранить объемы производства на уровне предшествующего 2012 года или превзойти его? Какова динамика объемов продаж?
Как я уже говорил, итоги первого полугодия заставили поволноваться и нас, но в третьем квартале мы почувствовали усиление активности рынка и к концу года вышли почти в ноль. В рублях продали примерно на 4% меньше, чем в 2012 году, в тоннах на 3%. При этом в ряде регионов наши продажи заметно выросли.
3. Расскажите немного о Вашем предприятии, его технической оснащенности, производимой продукции. Каковы производственные мощности, сколько экструзионных линий в эксплуатации?Что производится сейчас, что нового планируется вывести на рынок в 2014 году?
У нас по-прежнему 28 линий с номинальной мощностью около 60 000 тонн пвх-профилей в год. Все линии используются только для экструзии системных профилей. Последний раз мы инвестировали в наращивание производственного потенциала в юбилейном для ЭксПроф 2011 году. Но продолжаем улучшать инфраструктуру завода. Модернизировали системы охлаждения, увеличили мощности башен смешения, оптимизировали автоматическое управление распределением пневмоподачи драйбленда между цехами и линиями, прирастили складские площади и погрузочно-разгрузочные мощности. Регулярно по плану производим обновление парка фильер. Это все очень важные мероприятия, без которых сложно добиться стабильного качества продукции и повысить КПД оборудования. Помимо основного производства завод ЭксПроф имеет цех термопластавтоматов, в котором выпускаются штучные комплектующие из пластика: подкладки, заглушки, соединители и т.д. Всего около 40 артикулов. Последние годы практически непрерывно работает цех ламинации. Цветные профили, декорированные под дерево или в другие цвета становятся все более востребованы на рынке, и поток заказов на ламинацию не иссякает.
Производственная программа профильной продукции насчитывает сегодня 10 оконных систем, облегченную систему остекления балконов и лоджий, а также дверную и фасадную системы. Значительная часть номенклатуры системных профилей включает выпуск дополнительных опций: профилей, тонированных в массе, с протянутым уплотнением различных цветов и т.д. Новинкой 2013 года стала 6-шестикамерная энергосберегающая оконная система EXPROF Experta с удалением оси фурнитурного паза 13 мм и ряд вспомогательных профилей для систем 70 мм. В этом году также порадуем клиентов новинками: дверная створка наружного открывания более жесткой конструкции, новая створка для оконной системы Profecta Plus 70 мм, версия створки с фурнитурным пазом 13 мм для системы Prowin, ряд доборных профилей для оконных серий 70 мм.
4.Справедливо отмечают, что успех любого дела зависит от исполнителей, от команды. Высокая текучесть кадров – «головная боль» многих предприятий. Существует ли эта проблема у компании «ЭксПроф»? Естественно, команда единомышленников лучше, чем наемный «персонал», но как ее создать, как мотивировать? Можете поделиться опытом?
Абсолютно с Вами согласен, добиться успеха и сделать успех правилом можно только будучи командой единомышленников и профессионалов. Мне кажется, в компании ЭксПроф сложилась именно такая команда, способная решить любые задачи и преодолеть любые трудности. Текучести в управленческом персонале и ИТР у нас практически нет. Большинство сотрудников работают по 5-8 лет, многие более 10 лет. Среди них есть немало и тех, кто участвовал в создании экструзионного производства. Материальная мотивация, разумеется, играет свою роль. Квалифицированный, грамотный, опытный специалист должен получать достойную компенсацию – это аксиома. Но секрет стабильности коллектива ЭксПроф, как мне кажется, все-таки в другом. В нашей компании надо работать, всем без исключения. Надо думать, проявлять самостоятельность, брать на себя ответственность, уметь взаимодействовать с другими сотрудниками не по принципу начальник-подчиненный, а скорее на отношениях заказчик-подрядчик, или партнер-партнер. Ленивые, некомпетентные, заносчивые, непорядочные люди в такой обстановке чувствуют себя некомфортно и обычно не задерживаются в компании. Так что главную роль в формировании команды ЭксПроф наверное сыграл «естественный отбор», сложившаяся в компании атмосфера и нетипичная для российских предприятий горизонтальная структура управления.
5. Демпинг, «ценовые войны», предельное удешевление продукции любой ценой и, как следствие, снижение качества оконных конструкций – это, к сожалению, реалии сегодняшнего рынка. Из-за жесткой ценовой конкуренции падает рентабельность бизнеса. Не секрет, что многие сборочные оконные предприятия, в том числе, крупные, сегодня переживают не лучшие времена. Каким Вы видите дальнейшее развитие событий? Сможет ли отрасль в обозримой перспективе перейти от приоритета дешевизны к приоритету качества?
Я сомневаюсь, что такой переход может произойти сам по себе, без ощутимого внешнего воздействия. В среде производителей СПК уже несколько лет прослеживается определенный тренд к укрупнению и повышению автоматизации производства. Но двигателем этого тренда является все то же стремление приспособиться к ценовому демпингу и не потерять прибыль. Закуп автоматических линий преследует цель минимизировать производственные издержки и за счет выигрыша в цене и объемах захватить больший рынок. Качество изготовления оконных изделий на автоматических центрах по определению выше. Но, во-первых, на них перерабатываются в основном все те же «объектные» трехкамерные узкие профили, во-вторых, рынок по-прежнему сильно раздроблен и заполнен множеством мелких производителей, а деньги на модернизацию и смелость на расширение производства есть только у единиц. Так что структурные изменения идут едва заметно, и перехода количества в качество ждать пока не приходится.
Внешний импульс, о которым я упомянул в начале, теоретически вполне возможен. Он «зреет» где-то глубоко в недрах сразу нескольких источников. Я имею ввиду ужесточение технических, климатических и энергосберегающих требований к СПК в нормативной документации различных уровней и механизмы контроля их соблюдения. Здесь рынок ждет (правда уже давно и безнадежно) конкретных шагов со стороны правительства, особенно в исполнение закона об энергосбережении. По линиии Союза производителей полимерных профилей мы с коллегами проводим серьезную работу по реализации и продвижению программы «Качественное окно». Она предусматривает и создание пакета стандартов, и механизм оценки соответствия изделий этим стандартам, и знак качества, и широкое информирование об этом всех, кто создает спрос и влияет на него. Изменение приоритетов в производстве и предложении СПК может произойти только при изменении приоритетов в спросе - добровольном или принудительном, под воздействием рекламы, саморегулирования или обязывающих требований государства – без разницы. По-другому никак.
6. Инфляция, снижение курса рубля по отношению к доллару и евро неизбежно приведут (и уже приводят) к росту цен на ПВХ-смолу и аддитивы. Тем самым, несмотря на жесткую конкуренцию, фактически предопределен и рост цен на ПВХ-профили. Каким, на Ваш взгляд, он будет?
Рост цен по-видимому, неизбежен. Мы уже больше года не повышали цены на профили. Были частные понижения по отдельным артикулам, но повышения не было. При более или менее стабильном рубле мы могли себе это позволить. Но если курсы евро и доллара будут расти и дальше так, как они это делали последний месяц, держать существующие цены станет убыточно. Однако, полагаю, что резко менять ценник не будет ни один производитель профилей. Вероятнее всего первое повышение ограничится стандартными 5-7%, ну максимум 10%. А дальше все будут смотреть, как отреагирует рынок, как изменится объем заказов, и как поведет себя дальше рубль. Не исключено, что через какое-то время придется еще раз корректировать прайс по ситуации.
7.Стагнация, спад, подъем? Как, по Вашему мнению, будет развиваться оконный рынок в 2014 году?
Даже будучи отъявленным оптимистом рассчитывать на рост не приходится. Рынок насыщен, экономика скатывается к стагнации, рубль слабеет, цены на окна будут расти. Эти факторы объективно снижают спрос. Усугубились экономические риски в связи с последними событиями в Украине, Крыму. Их возможные последствия вряд ли могут улучшить прогноз. «Второе дыхание» оконного рынка, под которым имеют ввиду вторую волну остекления, т.е. замену старых пластиковых окон на новые, тоже не стоит ожидать. Такая замена в локальных масштабах уже происходит – многие новоселы меняют «тендерные» окна, доставшиеся им от застройщика или от прежнего владельца квартиры. Но это скорее не волна, а «рябь» на поверхности оконного рынка. Она вносит некоторый, но очень размытый и незначительный вклад в поддержание рынка на плаву. Тем не менее, тот же оптимизм не позволяет мне прогнозировать серьезный спад. Коллапс экономики пока не наступил. Температура субфибрильная, но самочуствие нормальное. Учитывая все эти факторы можно ожидать стагнации или продолжения медленного спада. В этих условиях индивидуальный успех или неуспех компании в большой степени зависит от правильно выбранной стратегии продвижения. Повышается роль рекламного и технического сопровождения продаж, дополнительного сервиса, построения более тесных и доверительных отношений с клиентами, новых, нестандартных каналов коммуникации с заказчиками и воздействия на их выбор. В компании ЭксПроф мы сейчас этими вопросами активно занимаемся.
8. Последний вопрос: чего Вы сами хотели бы пожелать себе и Вашей компании?
Не терять хладнокровия, сохранять здоровый и рациональный оптимизм, засучить рукава и с энтузиазмом окунуться в новый сезон 2014 года. Ну а сотрудникам компании ЭксПроф и всем участникам оконного рынка желаю благополучия, процветания и поступательного развития – только вперед и выше.
Новости
-
17.01.2024
Извещение о созыве Годового Общего собрания Союза производителей полимерных профилей
-
17.01.2024
Извещение о созыве заседания Совета Союза производителей полимерных профилей
В соответствии с решением Совета СППП очередное заседание Совета Союза состоится 25 марта 2024 года.
-
08.06.2020
Общее собрание СППП
08 июня 2020 г. состоялось Общее собрание Союза производителей полимерных профилей для светопрозрачных конструкций.
-
16.04.2020
Представители оконной отрасли направили официальное обращение в адрес Председателя Правительства РФ
Союз Стекольных Предприятий, Союз Производителей Полимерных Профилей и Ассоциация продавцов и производителей оконной и дверной фурнитуры направили официальное письмо Председателю Правительства РФ М. В. Мишустину с просьбой принять меры по поддержке российских стекольных предприятий.